Дошкольное отделение МБОУ Зеледеевская средняя общеобразовательная школа
|
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возрастаПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей младшего возраста. Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка важное значение имеет движения пальцев и кистей рук. О влиянии действий руками на развитие головного мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. История существования пальчиковых игр исчисляется столетиями. Пальчиковые игры представляют собой культурное наследие народа. С малых лет детей учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. Однако примеры использования пальчиковых игр представлены не только в русской культуре, но и в культурах других народов. Так, в Китае широко распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников дошкольных образовательных учреждений показывает, что примерно 80% детей с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”. Для реализации поставленной цели выделила для себя ряд основных задач: 1. Сочетать движенья пальцев с речевой деятельностью детей. 2. Развивать мелкую моторику через пальчиковые игры. 3. Проконсультировать родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр для детей. Провела следующую работу с воспитателями: Семинар – практикум «Влияние мелкой и общей моторики на речь детей младшего возраста». Стараюсь также использовать разнообразные формы работы с родителями, такие как: индивидуальные беседы, консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, шнуровки, вкладыши, конструктор и т. п. Основная работа заключается в работе с детьми Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение. 1. Игры-потешки "Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения. "Пальчик-мальчик, где ты был?", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. 2. Пальчиковый театр Последовательность усложнения постановок для пальчикового театра представлена в его видах. 1. Театр «топотушек» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершающие «топающие» движение по горизонтальной поверхности (стол, лист бумаги и т.д.). Театр «топотушек» целесообразно использовать в работе с младшими дошкольниками. Дети учатся выполнять движения указательным и средним пальчиками. Работа осуществляется только с одной рукой. 2. Перчаточный театр, в котором разыгрываемые пьесы осуществляются с помощью перчаточных кукол. Перчаточный театр также уместно включать в работу с детьми младшего дошкольного возраста. В рамках работы решаются задачи на координацию движений пальцев рук, осуществляется работа по развитию движений всех пальчиков, умений совершать различные движения (делать пальцы веером, сжимать в кулак, собирать в щепоть, прижимать к ладони большой палец, совершать вращательные движения кистью руки, сжимать и разжимать пальцы в кулак). 3. Театр пальчиков – собственно рассматриваемый в данном исследовании пальчиковый театр, в котором театральный сюжет разыгрывается посредством пальчиковых кукол. Театр пальчиков также возможно использовать в работе с младшими дошкольниками, но только с теми, у которых хорошо развиты такие показатели как кинетический и кинестетический праксис, динамический аспект движений и зрительно-моторная координация. 4. Теневой театр – очень яркий и зрелищный вид пальчикового театра, в котором движения рук человека, находящегося за ширмой с источником света, создают причудливые изображения. Целесообразно использовать в работе со средними и старшими дошкольниками. У младших дошкольников еще недостаточно развиты умения координировать, синхронизировать и последовательно выполнять движения обеими руками, задействуя как пальчики, так и кисти рук. 5. Театр марионеток или театр низовых кукол, представляет собой более сложную разновидность пальчикового театра. Куклы-марионетки управляются кукловодом, в руках которого находятся специальные нити, с помощью которых осуществляется управлением движением кукол. Самый сложный вид театра, который применяется в работе со старшими детьми и дошкольниками подготовительной группы. Знакомить детей с пальчиковым театром можно с 3 лет. Воспитатели показывают детям небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят дети за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. В театре теней сначала исполнители – взрослые, потом, дети непременно хотят попробовать роль актеров. С детьми разучиваются различные изображения птиц, животных, и др. персонажей путем складывания определенным образом пальцев. К концу года дети, накопив определённый опыт, пытаются самостоятельно участвовать в пальчиковом представлении. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Интересный материал для занятий пальчиковыми играми представлен в книге А.Е. Белой «Пальчиковые игры» [4], в которую включены игры для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструированием и др. Составление фигурок из счетных палочек также может быть отнесено к разновидности пальчиковых игр, которые включаются в содержание работы по математическому развитию детей. Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а также речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению. Пальчиковые игры я легко включаю в структуру режимных моментов в ДОУ. Их можно использовать во время умывания, одевания и раздевания, в различных видах деятельности (изобразительной, математической, трудовой). Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу. Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели... (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев). На прогулке при плюсовой температуре можно после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предложить с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Таким образом, организованные движения пальцев рук, активность пальцев действительно обладают широким спектром возможностей не только для развития самой мелкой моторики, но и для развития психических функций: сенсорных и речевых. Для развития мелкой моторики используются пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж, но лучше, если активность пальцев ребенка будет представлена в структуре игры, где игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации и обязательно происходит построение какого-либо образа, который ребенок будет брать на себя, либо будет режиссировать. 21 декабря 2016 в 03:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.