Дошкольное отделение МБОУ Зеледеевская средняя общеобразовательная школа

Методические рекомендации (воспитателям) "Программа дополнительного образования по обучению математике для работы с детьми 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении"

Пояснительная записка

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.

Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, нои упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.

Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.

За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.

Программа предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.

Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.

Новизна дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» состоит в том, что мы проводим каждое занятие в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр мы помним о том, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Мы внесли новый вид игры – партнерский, где объединяем более активных ребят с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.

Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:

- более ранним началом систематического обучения в школе,

- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

- развитие мотивационной сферы;

- интеллектуальных творческих сил;

- качества личности.

Задачи программы:

1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).

4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).

5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)

Формы работы:

занятие – является основной формой работы с детьми, продолжительность которого 20 минут (1 академический час). В занятия включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться; беседы; различные виды игр; рисунки и композиции; индивидуальная работа; сюжетно-дидактические игры; викторины; работа с родителями

Методы обучения:

наглядный; исследовательский; проблемно-поисковый; объяснительно-иллюстративный; практический.

Содержание дополнительной программы.

1. Количество и счет

• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.

• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.

• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .

• Отрабатывание счетных навыков.

• Согласование числительных с существительными.

• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.

• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).

• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).

2. Величина

• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.

• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.

3. Форма

• Развитие представлений о форме предметов.

• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.

4. Ориентировка в пространстве и времени

• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.

• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.

5. Логические задачи

• Отгадывание загадок.

• Группировка предметов по определенному признаку.

• Исключение предмета из группы по определенному признаку.

• Составление целого из частей.

Ожидаемые результаты:

В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.

Учебно-тематический план

(В перспективном планировании указан номер литературного издания после названия упражнения, вторая цифра означает страницу.)

Неделя

Тема

Цель

Часы

1

2

3

4

Октябрь

1

Количественные представления

Учить выделять признаки предметов, познакомить с понятием «пара», формировать внимание, умение работать по образцу, формировать приемы анализа и синтеза.

– упражнение 1. «Что в мешочке?». (1,18)

- упражнение 2. «Какая цифра убежала?» (3,6)

- упражнение 3. Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» (6,44)

- упражнение 4. «Разрезные картинки» (1,19)

1 час

2

Числа пределах 5

Учить считать в пределах 5, соотносить с их количественной моделью, сравнивать две группы предметов, учить порядковой нумерации предметов.

- упражнение 1. «Найди пару». (3,6)

- упражнение 2. «Работа с палочками». (1,21)

- упражнение 3. «Постройся по порядку». (3,7)

- упражнение 4. «Работа с палочками» (1,22)

1 час

3

Сравнение предметов

учить сравнивать объекты и предметы по различным признакам путем наложения, приложения, уметь ориентироваться в пространстве.

- упражнение 1. «Разноцветные шарики». (2,4)

- упражнение 2. «Кошки» (1,23)

- упражнение 3. «Скажи наоборот» (3,20)

- упражнение 4. «Чем похожи и чем отличаются?» (4,49)

1 час

4

Ориентировка в пространстве

учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах 3; различать цифры 1, 2, 3.

- упражнение 1. «Найди столько же». (3,9)

- упражнение 2. «Воробышек» (2,9)

- упражнение 3. «Где правая, где левая?» (2,10)

- упражнение 4. «Назови соседей» (3,9)

1 час

Ноябрь

5

Число и цифра 3

продолжать знакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой;

учить называть числительные от 1 до 3;

считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; уточнить представление о треугольнике.

- упражнение 1. «Работа с палочками» (1,22,уп.5,8)

- упражнение 2. «Найди столько же» (3,9)

- упражнение 3. «Назови число» (3,12)

1 час

6

Сравнение фигур

учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения; составлять предметы из трех равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы.

- упражнение 1. «Найди игрушки» (2,18)

- упражнение 2. «Что выше?» (3,23)

- упражнение 3. «Елка» (2,19)

- упражнение 4. «Ежик» (5,45)

1 час

7

Куб, шар

познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; закрепить счет в пределах трех.

- упражнение 1. «Внимание» (1,67)

- упражнение 2. «Прокати в ворота» (2,24)

- упражнение 3. «Соседи» (3,15)

- упражнение 4. «Считай

– не ошибись» (3,14)

1 час

8

Квадрат

учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку, отвечать на вопросы: который, какой? конструировать из квадрата.

- упражнение 1. «Перекличка» (1,27)

- упражнение 2. «Работа с палочками» (2,27)

- упражнение 3. «Бегите ко мне» (3,27)

– упражнение 4. «Какая фигура спряталась?» (3,24)

1 час

Декабрь

9

Число и цифра 4

продолжать знакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); раскладывать предметы правой рукой слева направо.

- упражнение 1. «Назови цифру» (2,31)

- упражнение 2. «Назови соседей» (3,9)

- упражнение 3. «Игра с яблоками» (3,10)

- упражнение 4. «Дорожки» (6,125)

1 час

10

Конструктивные задачи

развивать конструктивную деятельность, развивать аналитико- синтетические способности.

- упражнение 1. «Разноцветные палочки» (1,32)

- упражнение 2. «Веселые фигуры» (1,32)

- упражнение 3. «Пройди и не упади» (3,26)

- упражнение 4. «Сложи фигуру» (3,25)

1 час

11

Широкий - узкий

учить сравнивать предметы по ширине, выполнять сериацию (распределение) по одному признаку, учить штриховать не выходя за границы.

- упражнение 1. «Хитрые полоски» (1,37 уп.1,2)

- упражнение 2. «Отгадай, что такое?» (3,20)

- упражнение 3. «Скажи наоборот» (3,20)

- упражнение 4. «Веселые фигурки» (6,143)

1 час

12

Круг

формирование представления о круге, учить складывать круг из разрезных картинок.

- упражнение 1. «Угадай – ка» (1,39)

- упражнение 2. «Красивая закладка» (1,40)

- упражнение 3. «Отвечай быстро» (3,29)

- упражнение 4. «Сложи круг» (1,42)

1 час

Январь

13

Четырехугольник

учить различать разные фигуры; упражнять в счете в пределах четырех; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

- упражнение 1. «Разноцветные палочки» (1,22)

- упражнение 2. «Найди свой домик» (2,34)

- упражнение 3. «Транспорт» (3,28)

- упражнение 4. «Точечки» (6,153)

1 час

14

Число и цифра 5

познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; развивать внимание, творческое воображение, моторику рук.

- упражнение1. «Отгадай число» (3,11)

- упражнение 2. «Назови соседей» (3,9)

- упражнение 3. «Постройся по порядку» (3,6)

- упражнение 4. «Сделай лесенку» (2,66)

1 час

Февраль

1 час

15

Число и цифра 6

познакомить с числом и цифрой 6, учить решать конструктивные задачи.

- упражнение 1. «Потерянные цифры» (1,42)

- упражнение 2. «Веселые картинки» (1,34)

- упражнение 3. «Игра с яблоками» (3,10)

- упражнение 4. «По бревнышку» (5,36)

1 час

16

Сравнение фигур по различным признакам

учить сравнивать фигуры по форме, учить соотносить число и множество, развивать долговременную память.

- упражнение 1. «Что лишнее?» (1,55)

- упражнение 2. «Разложи, как скажу» (3,30)

- упражнение 3. «Сколько?» (1,55)

- упражнение 4. «Нарисуй фигуры» (6,149)

1 час

17

Симметричный орнамент

учить выполнять симметричный орнамент на основе интуитивного восприятия принципа симметрии; продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление.

- упражнение 1. «Красивая салфетка» (1,58 уп.3,4)

- упражнение 2. «Где правая , где левая» (2,73)

- упражнение 3. «Встань, где я скажу» (3,34)

1 час

18

Решение конструктивных задач

учить решать конструктивные задачи.

- упражнение 1. «Веселые квадраты» (1,61 уп. 4,5)

- упражнение 2. «Собери круг» (1,65)

- упражнение 3. «Смешные фигурки» (1,62)

1 час

Март

19

Ориентировка во времени. Число и цифра 7.

закрепить представление о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра»; упражнять в счете в пределах 7.

- упражнение 1. «Когда это бывает» (2,77)

- упражнение 2. «Назови пропущенное слово» ( 3,38)

- упражнение 3. «Вчера, сегодня, завтра» (3,38)

- упражнение 4. «Живая неделя» (3,38)

1 час

20

Обратный счет

упражнять в порядковом и обратном счете.

- упражнение 1. «Какая цифра убежала?» (3,6)

- упражнение 2. «Постройся в обратном порядке» (3,7)

- упражнение 3. «Считай в обратном порядке» (3,15)

- упражнение 4. «Соседи» (3,15)

1 час

21

Выше – ниже

учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет.

- упражнение 1. «Лес» (2,66)

- упражнение 2. «Скажи наоборот» (3,20)

- упражнение 3. «Что выше» (3,23)

- упражнение 4. «Сделай лесенку» (2,56)

1 час

22

Длиннее - короче

упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать в порядке убывания и возрастания; развивать глазомер.

- упражнение 1. «Волшебные ленты» (1,117)

- упражнение 2. «Найди пару» (1,118)

- упражнение 3. «Зеркало» (1,19)

- упражнение 4. «Скажи наоборот» (3,20)

1 час

Апрель

23

Конструирование из геометрических форм

учить находить недостающую часть фигуры, конструировать сюжет из геометрических фигур, изменять конструкцию по заданию.

- упражнение 1. «Найди подходящую часть» (1, 79)

- упражнение 2. «Картинки» (1,79)

- упражнение 3. «Найди фигуру» (3,26)

- упражнение 4. «Измени рисунок» (1,80 уп.1,2)

1 час

24

Число и цифра 8

познакомить с числом и цифрой 8. Учить строить количественную модель числа. Уточнить представление о геометрических формах.

- упражнение 1. «Хитрые флажки» (1,51)

- упражнение 2. «Найди фигуру» (1,51 уп.3,4)

- упражнение 3. «Бегите ко мне» (3,27)

1 час

25

Измерение объема сыпучих тел

учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки.

- упражнение 1. «Сколько?» (1,83)

- упражнение 2. «Столько же» (1,84)

- упражнение 3. «Игра в прятки» (5,18)

1 час

26

Измерение объема жидких тел

учить детей измерению объема воды с помощью мерки, формировать понимание значимости процесса измерения для сравнения объема жидких тел.

- упражнение 1. «Новая мерка» (1,85)

- упражнение 2. «Странные стаканы»(1,86)

- упражнение 3. «Налей столько же» (1,87)

1 час

Май

27

Масса предметов

дать представление о массе предмета, учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке.

- упражнение 1. «Чудесные мешочки» (1,91)

- упражнение 2. «Волшебные кубики» (1,92)

- упражнение 3. «Скажи наоборот» (3,20)

- упражнение 4. «Интересные фокусы (1,92)

1 час

28

Число и цифра 9

познакомить с числом и цифрой 9. Развивать внимание, образную память, наблюдательность и речь.

- упражнение 1. «Внимание» (1,60)

- упражнение 2. «Добавить еще одну» (1,60)

- упражнение 3. «Лови, бросай, дни недели называй» (3,40)

- упражнение 4. «Когда это бывает» (3,40)

1 час

29

Решение конструктивных задач

учить решать конструктивные задачи, развивать воображение и пространственное мышление.

- упражнение 1. «Внимание» (1,121)

- упражнение 2. «Нарисуй, как запомнил» 91,123)

- упражнение 3. «Путешествие Незнайки» (1,122)

1 час

30

Повторение

закрепить пройденный материал, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро- медленно»

- упражнение 1. «Волчок» (2,85)

- упражнение 2. «Посмотри вокруг» (3,30)

- упражнение 3. «Наоборот» (3,31)

- ВРУЧЕНИЕ ДИПЛОМОВ «САМЫЙ УМНЫЙ»

15 января 2017 в 16:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.