Пояснительная записка
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, нои упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.
Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.
За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.
Программа предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.
Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.
Новизна дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» состоит в том, что мы проводим каждое занятие в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр мы помним о том, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Мы внесли новый вид игры – партнерский, где объединяем более активных ребят с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.
Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:
- более ранним началом систематического обучения в школе,
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.
Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:
- развитие мотивационной сферы;
- интеллектуальных творческих сил;
- качества личности.
Задачи программы:
1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.
2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.
3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).
4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).
5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)
Формы работы:
занятие – является основной формой работы с детьми, продолжительность которого 20 минут (1 академический час). В занятия включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться;
беседы;
различные виды игр;
рисунки и композиции;
индивидуальная работа;
сюжетно-дидактические игры;
викторины;
работа с родителями
Методы обучения:
наглядный;
исследовательский;
проблемно-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
практический.
Содержание дополнительной программы.
1. Количество и счет
• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.
• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.
• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .
• Отрабатывание счетных навыков.
• Согласование числительных с существительными.
• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.
• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).
• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).
2. Величина
• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.
• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.
3. Форма
• Развитие представлений о форме предметов.
• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.
4. Ориентировка в пространстве и времени
• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.
• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.
• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.
5. Логические задачи
• Отгадывание загадок.
• Группировка предметов по определенному признаку.
• Исключение предмета из группы по определенному признаку.
• Составление целого из частей.
Ожидаемые результаты:
В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.
Учебно-тематический план
(В перспективном планировании указан номер литературного издания после названия упражнения, вторая цифра означает страницу.)
Неделя |
Тема |
Цель |
Часы |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Октябрь |
|
1 |
Количественные представления |
Учить выделять признаки предметов, познакомить с понятием «пара», формировать внимание, умение работать по образцу, формировать приемы анализа и синтеза.
– упражнение 1. «Что в мешочке?». (1,18)
- упражнение 2. «Какая цифра убежала?» (3,6)
- упражнение 3. Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» (6,44)
- упражнение 4. «Разрезные картинки» (1,19) |
1 час |
2 |
Числа пределах 5 |
Учить считать в пределах 5, соотносить с их количественной моделью, сравнивать две группы предметов, учить порядковой нумерации предметов.
- упражнение 1. «Найди пару». (3,6)
- упражнение 2. «Работа с палочками». (1,21)
- упражнение 3. «Постройся по порядку». (3,7)
- упражнение 4. «Работа с палочками» (1,22) |
1 час |
3 |
Сравнение предметов |
учить сравнивать объекты и предметы по различным признакам путем наложения, приложения, уметь ориентироваться в пространстве.
- упражнение 1. «Разноцветные шарики». (2,4)
- упражнение 2. «Кошки» (1,23)
- упражнение 3. «Скажи наоборот» (3,20)
- упражнение 4. «Чем похожи и чем отличаются?» (4,49) |
1 час |
4 |
Ориентировка в пространстве |
учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах 3; различать цифры 1, 2, 3.
- упражнение 1. «Найди столько же». (3,9)
- упражнение 2. «Воробышек» (2,9)
- упражнение 3. «Где правая, где левая?» (2,10)
- упражнение 4. «Назови соседей» (3,9) |
1 час |
|
|
Ноябрь |
|
5 |
Число и цифра 3 |
продолжать знакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой;
учить называть числительные от 1 до 3;
считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; уточнить представление о треугольнике.
- упражнение 1. «Работа с палочками» (1,22,уп.5,8)
- упражнение 2. «Найди столько же» (3,9)
- упражнение 3. «Назови число» (3,12) |
1 час |
6 |
Сравнение фигур |
учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения; составлять предметы из трех равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы.
- упражнение 1. «Найди игрушки» (2,18)
- упражнение 2. «Что выше?» (3,23)
- упражнение 3. «Елка» (2,19)
- упражнение 4. «Ежик» (5,45) |
1 час |
7 |
Куб, шар |
познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; закрепить счет в пределах трех.
- упражнение 1. «Внимание» (1,67)
- упражнение 2. «Прокати в ворота» (2,24)
- упражнение 3. «Соседи» (3,15)
- упражнение 4. «Считай
– не ошибись» (3,14) |
1 час |
8 |
Квадрат |
учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку, отвечать на вопросы: который, какой? конструировать из квадрата.
- упражнение 1. «Перекличка» (1,27)
- упражнение 2. «Работа с палочками» (2,27)
- упражнение 3. «Бегите ко мне» (3,27)
– упражнение 4. «Какая фигура спряталась?» (3,24) |
1 час |
|
|
Декабрь |
|
9 |
Число и цифра 4 |
продолжать знакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); раскладывать предметы правой рукой слева направо.
- упражнение 1. «Назови цифру» (2,31)
- упражнение 2. «Назови соседей» (3,9)
- упражнение 3. «Игра с яблоками» (3,10)
- упражнение 4. «Дорожки» (6,125) |
1 час |
10 |
Конструктивные задачи |
развивать конструктивную деятельность, развивать аналитико- синтетические способности.
- упражнение 1. «Разноцветные палочки» (1,32)
- упражнение 2. «Веселые фигуры» (1,32)
- упражнение 3. «Пройди и не упади» (3,26)
- упражнение 4. «Сложи фигуру» (3,25) |
1 час |
11 |
Широкий - узкий |
учить сравнивать предметы по ширине, выполнять сериацию (распределение) по одному признаку, учить штриховать не выходя за границы.
- упражнение 1. «Хитрые полоски» (1,37 уп.1,2)
- упражнение 2. «Отгадай, что такое?» (3,20)
- упражнение 3. «Скажи наоборот» (3,20)
- упражнение 4. «Веселые фигурки» (6,143) |
1 час |
12 |
Круг |
формирование представления о круге, учить складывать круг из разрезных картинок.
- упражнение 1. «Угадай – ка» (1,39)
- упражнение 2. «Красивая закладка» (1,40)
- упражнение 3. «Отвечай быстро» (3,29)
- упражнение 4. «Сложи круг» (1,42) |
1 час |
|
|
Январь |
|
13 |
Четырехугольник |
учить различать разные фигуры; упражнять в счете в пределах четырех; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.
- упражнение 1. «Разноцветные палочки» (1,22)
- упражнение 2. «Найди свой домик» (2,34)
- упражнение 3. «Транспорт» (3,28)
- упражнение 4. «Точечки» (6,153) |
1 час |
14 |
Число и цифра 5 |
познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; развивать внимание, творческое воображение, моторику рук.
- упражнение1. «Отгадай число» (3,11)
- упражнение 2. «Назови соседей» (3,9)
- упражнение 3. «Постройся по порядку» (3,6)
- упражнение 4. «Сделай лесенку» (2,66) |
1 час |
|
|
Февраль |
1 час |
15 |
Число и цифра 6 |
познакомить с числом и цифрой 6, учить решать конструктивные задачи.
- упражнение 1. «Потерянные цифры» (1,42)
- упражнение 2. «Веселые картинки» (1,34)
- упражнение 3. «Игра с яблоками» (3,10)
- упражнение 4. «По бревнышку» (5,36) |
1 час |
16 |
Сравнение фигур по различным признакам |
учить сравнивать фигуры по форме, учить соотносить число и множество, развивать долговременную память.
- упражнение 1. «Что лишнее?» (1,55)
- упражнение 2. «Разложи, как скажу» (3,30)
- упражнение 3. «Сколько?» (1,55)
- упражнение 4. «Нарисуй фигуры» (6,149) |
1 час |
17 |
Симметричный орнамент |
учить выполнять симметричный орнамент на основе интуитивного восприятия принципа симметрии; продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление.
- упражнение 1. «Красивая салфетка» (1,58 уп.3,4)
- упражнение 2. «Где правая , где левая» (2,73)
- упражнение 3. «Встань, где я скажу» (3,34) |
1 час |
18 |
Решение конструктивных задач |
учить решать конструктивные задачи.
- упражнение 1. «Веселые квадраты» (1,61 уп. 4,5)
- упражнение 2. «Собери круг» (1,65)
- упражнение 3. «Смешные фигурки» (1,62) |
1 час |
|
|
Март |
|
19 |
Ориентировка во времени. Число и цифра 7. |
закрепить представление о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра»; упражнять в счете в пределах 7.
- упражнение 1. «Когда это бывает» (2,77)
- упражнение 2. «Назови пропущенное слово» ( 3,38)
- упражнение 3. «Вчера, сегодня, завтра» (3,38)
- упражнение 4. «Живая неделя» (3,38) |
1 час |
20 |
Обратный счет |
упражнять в порядковом и обратном счете.
- упражнение 1. «Какая цифра убежала?» (3,6)
- упражнение 2. «Постройся в обратном порядке» (3,7)
- упражнение 3. «Считай в обратном порядке» (3,15)
- упражнение 4. «Соседи» (3,15) |
1 час |
21 |
Выше – ниже |
учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет.
- упражнение 1. «Лес» (2,66)
- упражнение 2. «Скажи наоборот» (3,20)
- упражнение 3. «Что выше» (3,23)
- упражнение 4. «Сделай лесенку» (2,56) |
1 час |
22 |
Длиннее - короче |
упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать в порядке убывания и возрастания; развивать глазомер.
- упражнение 1. «Волшебные ленты» (1,117)
- упражнение 2. «Найди пару» (1,118)
- упражнение 3. «Зеркало» (1,19)
- упражнение 4. «Скажи наоборот» (3,20) |
1 час |
|
|
Апрель |
|
23 |
Конструирование из геометрических форм |
учить находить недостающую часть фигуры, конструировать сюжет из геометрических фигур, изменять конструкцию по заданию.
- упражнение 1. «Найди подходящую часть» (1, 79)
- упражнение 2. «Картинки» (1,79)
- упражнение 3. «Найди фигуру» (3,26)
- упражнение 4. «Измени рисунок» (1,80 уп.1,2) |
1 час |
24 |
Число и цифра 8 |
познакомить с числом и цифрой 8. Учить строить количественную модель числа. Уточнить представление о геометрических формах.
- упражнение 1. «Хитрые флажки» (1,51)
- упражнение 2. «Найди фигуру» (1,51 уп.3,4)
- упражнение 3. «Бегите ко мне» (3,27) |
1 час |
25 |
Измерение объема сыпучих тел |
учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки.
- упражнение 1. «Сколько?» (1,83)
- упражнение 2. «Столько же» (1,84)
- упражнение 3. «Игра в прятки» (5,18) |
1 час |
26 |
Измерение объема жидких тел |
учить детей измерению объема воды с помощью мерки, формировать понимание значимости процесса измерения для сравнения объема жидких тел.
- упражнение 1. «Новая мерка» (1,85)
- упражнение 2. «Странные стаканы»(1,86)
- упражнение 3. «Налей столько же» (1,87) |
1 час |
|
|
Май |
|
27 |
Масса предметов |
дать представление о массе предмета, учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке.
- упражнение 1. «Чудесные мешочки» (1,91)
- упражнение 2. «Волшебные кубики» (1,92)
- упражнение 3. «Скажи наоборот» (3,20)
- упражнение 4. «Интересные фокусы (1,92) |
1 час |
28 |
Число и цифра 9 |
познакомить с числом и цифрой 9. Развивать внимание, образную память, наблюдательность и речь.
- упражнение 1. «Внимание» (1,60)
- упражнение 2. «Добавить еще одну» (1,60)
- упражнение 3. «Лови, бросай, дни недели называй» (3,40)
- упражнение 4. «Когда это бывает» (3,40) |
1 час |
29 |
Решение конструктивных задач |
учить решать конструктивные задачи, развивать воображение и пространственное мышление.
- упражнение 1. «Внимание» (1,121)
- упражнение 2. «Нарисуй, как запомнил» 91,123)
- упражнение 3. «Путешествие Незнайки» (1,122) |
1 час |
30 |
Повторение |
закрепить пройденный материал, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро- медленно»
- упражнение 1. «Волчок» (2,85)
- упражнение 2. «Посмотри вокруг» (3,30)
- упражнение 3. «Наоборот» (3,31)
- ВРУЧЕНИЕ ДИПЛОМОВ «САМЫЙ УМНЫЙ» |